На сегодняшний день двигатель внутреннего сгорания (ДВС) или как его еще называют "атмосферник" — основной тип двигателя, который широко применяется в автомобильной индустрии. Что такое ДВС? Это — многофункциональный тепловой агрегат, который при помощи химических реакций и законов физики преобразует химическую энергию топливной смеси в механическую силу (работу).
Двигатели внутреннего сгорания делятся на:
Поршневой ДВС.
Роторно-поршневой ДВС.
Газотурбинный ДВС.
Поршневой двигатель внутреннего сгорания — самый популярный среди вышеперечисленных двигателей, он завоевал мировое признание и уже много лет лидирует в автоиндустрии. Предлагаю более детально рассмотреть устройство ДВС, а также принцип его работы.
К преимуществам поршневого двигателя внутреннего сгорания можно отнести:
- Универсальность (применение на различных транспортных средствах).
- Высокий уровень автономной работы.
- Компактные размеры.
- Приемлемая цена.
- Способность к быстрому запуску.
- Небольшой вес.
- Возможность работы с различными видами топлива.
Кроме "плюсов" имеет двигатель внутреннего сгорания и ряд серьезных недостатков, среди которых:
- Высокая частота вращения коленвала.
- Большой уровень шума.
- Слишком большой уровень токсичности в выхлопных газах.
- Маленький КПД (коэффициент полезного действия).
- Небольшой ресурс службы.
Двигатели внутреннего сгорания различаются по типу топлива, они бывают:
- Бензиновыми.
- Дизельными.
- А также газовыми и спиртовыми.
Последние два можно назвать альтернативными, поскольку на сегодняшний день они не получили широкого применения.
Спиртовой ДВС работающий на водороде — самый перспективный и экологичный, он не выбрасывает в атмосферу вредный для здоровья "СО2", который содержится в отработанных газах поршневых двигателей внутреннего сгорания.
Поршневой ДВС состоит из следующих подсистем:
- Газораспределительный механизм (ГРМ).
- Кривошипно-шатунный механизм (КШМ).
- Система впуска.
- Топливная система.
- Система смазки.
- Система зажигания (в бензиновых моторах).
- Выпускная система.
- Система охлаждения.
- Система управления.
Корпус двигателя состоит из нескольких частей, в которые входят: блок цилиндров, а также головка блока цилиндров (ГБЦ). Задача КШМ — преобразовать возвратно-поступательные движения поршня во вращательные движения коленвала. Газораспределительный механизм необходим ДВС для обеспечения своевременного впуска в цилиндры топливно-воздушной смеси и такой же своевременный выпуск отработанных газов.
Статья в тему: Причины перегрева двигателя. Как не допустить перегрев двигателя?
Впускная система служит для своевременной подачи воздуха в двигатель, который необходим для образования топливно-воздушной смеси. Топливная система осуществляет подачу в двигатель топлива, в тандеме две этих системы работают над образованием топливно-воздушной смеси после чего она подается посредством системы впрыска в камеру сгорания.
Воспламенение топливно-воздушной смеси происходит благодаря системе зажигания (в бензиновых ДВС), в дизельных моторах воспламенение происходит за счет сжатия смеси и свечей накала.
Система смазки как уже понятно из названия служит для смазки трущихся деталей, снижая тем самым их износ, увеличивая срок их службы и отводя тем самым от их поверхностей температуру. Охлаждение нагревающихся поверхностей и деталей обеспечивает система охлаждения, она отводит температуру при помощи охлаждающей жидкости по своим каналам, которая проходя через радиатор — охлаждается и повторяет цикл. Система выпуска обеспечивает вывод отработанных газов из цилиндров ДВС посредством выхлопной системы, которая входит в состав этой системы, снижает шум сопровождаемый выброс газов и их токсичность.
Система управления двигателем (в современных моделях за это отвечает электронный блок управления (ЭБУ) или бортовой компьютер) необходима для электронного управление всеми вышеописанными системами и обеспечения их синхронности.